50def5db     

Пьецух Вячеслав - Сравнительные Комментарии К Пословицам Русского Народа



Вячеслав Пьецух
Сравнительные комментарии к пословицам русского народа
Смерть смертью, а крышу крой
Любопытно: отчего это в гуще народной сравнительно давно не
складываются этические формулы, которые получили у нас название пословиц,
отчего национальное самосознание точно истратилось и молчит? Ведь как
датчанин Владимир Иванович Даль составил полный свод русских пословиц, так
с тех пор, кажется, не прибавилось ни одной. Или народ поглупел? Или нам
больше нечего сказать о жизни и о себе? Почему-то частушки по-прежнему
сочиняют, культуре анекдота конца не видно, а пословица выродилась в
дурацкую остроту и лозунг на злобу дня.
Это тем более странно, что жизнь, как говорится, идет вперед, и
человек подвержен переменам, и моральные установки уже не те, но соборная
мысль отчего-то не желает осваивать этот сдвиг. Может быть, дело в
поголовном среднем образовании, поскольку курс родной литературы обнимает
всю мудрость народную, от истины "Не имей сто рублей, а имей сто друзей" до
истины "Смерть смертью, а крышу крой". Это когда у нас было по одному
грамотею на село, человек испытывал острую потребность в этических
формулах, в кодексе моральных норм на все случаи жизни - теперь не то.
Теперь умничать не приходится, если из русской литературы известно, что
вообще "Скучно на этом свете, господа" и "Красотою спасется мир".
А то напротив: пословицы потому больше не являются из гущи народной,
что история прекратила движение свое и даже сдала назад. Тогда от соборной
мысли отнюдь не следует ожидать новых этических формул, поскольку они и так
оказываются в избытке, поскольку современный русак если остановится только
на правиле "Не пойман - не вор", и то получится перебор. Между тем сильно
похоже на то, что наша культура развивается по убывающей, ибо
квалифицированный читатель постепенно вымирает, телевидение безнаказанно
дебилизирует простака (все-таки между дебилом и простаком известная разница
существует), властитель дум в России давно не поэт, а думец с Охотного
ряда, и, в общем, дело идет к тому, что, как сто лет назад, русак
перестанет понимать фразу, если в ней больше десяти слов.
В пословице, как правило, меньше десяти слов. Поэтому, загодя ужасаясь
грядущим метаморфозам, стремишься вдолбить русскую пословицу в сознание
предбудущих поколений, чтобы они прочно знали, что хорошо, что плохо, что
можно, чего нельзя. В стране, где "Закон, что дышло, куда повернешь, туда и
вышло", только на пословицу и приходится уповать.
С другой стороны, правнук должен соображать, какого он роду-племени,
кто таков по своей духовной сути, - посему для него насущны не просто
комментарии к пословицам русского народа (в качестве развернутого
доказательства тому, что они непреложны как абсолют), а сравнительные
комментарии, иначе не понять, кто ты в семье народов, камо грядеши и какая
твоя судьба.
Возьмем, к примеру, пословицу "Смерть смертью, а крышу крой". Это не
столько рекомендация, сколько укоренившееся убеждение: добрые люди живут
интересами жизни до последнего издыхания, несмотря на то, что трагедия
смерти вроде бы превращает в бессмыслицу всякий прижизненный интерес.
Кажется, чего ради корячиться человеку в преклонные годы, если через сто
лет в его доме будут жить незнакомые люди, через тысячу лет на месте родной
деревни вырастет свечное производство, а через десять миллиардов лет Земля
вообще перестанет существовать? Тем не менее он пишет романы, вовсю
поддерживает плодородие колхозной пашни, кроет крыши и зачем



Содержание раздела