Пшеняник Георгий Андреевич - Долетим До Одера
Пшеняник Георгий Андреевич
Долетим до Одера
{1}Так обозначены ссылки на комментарии к персоналиям. Комментарии в конце
текста книги.
Аннотация издательства: Автор книги - начальник штаба 88-го
истребительного авиационного полка. Проникновенно рассказывает он о мужестве и
героизме авиаторов-однополчан в годы Великой Отечественной войны. Сам
непосредственный участник излагаемых событий, доктор военных наук, профессор
Г. А. Пшеняник вспоминает о делах полкового штаба, который возглавлял в
трудные первые дни военного лихолетья, о своей работе в оперативном отделе
штаба 4-й воздушной армии. Книга рассчитана на массового читателя.
С о д е р ж а н и е
Полк набирает высоту
Боевое крещение
Над Днепром
Первая победа
Терриконы в огне
Дорога на юг
К предгорьям Кавказа
Как сорвать "Эдельвейс"?
В небе у моря
Через Белоруссию - на Берлин
Примечания
Полк набирает высоту
Шел последний для нашей Родины предвоенный год. На западе Европы уже
полыхал пожар второй мировой войны. В условиях надвигающейся опасности особое
внимание уделялось формированию новых авиационных частей, подготовке кадров
летного состава.
Одним из первенцев в ряду полков-"новобранцев" стал созданный в 1940 году
на Украине 88-й истребительный авиационный полк. Он был сформирован на основе
6-й отдельной авиационной эскадрильи, которая к тому времени имела достаточный
практический опыт летной работы, технического обслуживания материальной части:
в сентябре 1939 года ее личный состав участвовал в освобождении Западной
Украины. Командир эскадрильи капитан М. А. Федосеев, его помощник капитан А.
И. Халутин на первых порах приняли руководство созданным полком.
6-я эскадрилья базировалась на полевом аэродроме близ Житомира. В один из
погожих мартовских дней ей поступил приказ перелететь на другой аэродром -
грунтовую площадку неподалеку от Винницы. Там и было положено начало
формированию 88-го истребительного авиационного полка. Руководящий состав
части комплектовался из летчиков, имевших за плечами опыт инструкторской
работы в летных школах. Вскоре командиром полка был назначен майор М. А.
Булгаков. Федосеев стал его помощником, а Халутин - инспектором по технике
пилотирования. Александр Иванович напряженно трудился по вводу в строй молодых
летчиков.
В полку были сформированы четыре эскадрильи. Командование двумя из них
было поручено участникам войны в Испании, награжденным за боевые действия в
рядах республиканской армии орденами Красного Знамени, капитану В. С. Волкову
и капитану В. И. Полянскому. Руководство еще двумя эскадрильями приняли только
что окончившие военную академию летчики Ю. А. Чубаров и Н. М. Сериков.
Молодые в общем-то люди - не старше 28 лет, - толковые специалисты,
закаленные физически, все они рьяно взялись за дело. И дело пошло: полк быстро
набирал высоту - в прямом и переносном смысле.
Запомнился мне с тех давних лет Михаил Федосеев, наш первый командир. Его
биография чем-то вообще характерна для молодости моего поколения.
С волжских берегов вступил в жизнь Федосеев. Его родной город - Казань,
родная стихия - могучая Волга, на берегах которой проходило короткое
мальчишеское детство. Годы были бурными - первая мировая война, свержение царя
в феврале 1917-го, Октябрьская революция, гражданская война, голод. И детство
у мальчишки из рабочей семьи было тревожное, полуголодное, полубезграмотное.
Когда подрос, то из Казани перебрался в Нижний Новгород. 16-летним парнишкой
поступил учеником слесаря на знаменитый завод